Бизнес дайджест 2023.05

Май оказался насыщенным на события месяцем. Спешим поделиться – собрали информацию о самых интересных новостях из мира маркетинга и состоянии рекламного рынка в России.

Более 60% аудитории отказываются покупать «псевдоэкологичные» товары

Спрос на экотовары неуклонно растёт. Наряду с этим, появляются бренды, замеченные в гринвошинге – необоснованном приписывании «экологичности» своим товарам или услугам. По результатам совместного исследования АРИР и проекта «Собиратор», 63% экологически активной аудитории готовы отказаться от продукции, если заподозрят производителя в недобросовестности.

Аналитики выяснили, что 92% респондентов* смотрят на пригодность упаковки к переработке, а на состав и экомаркировку обращают внимание 80% и 84% соответственно. 

83% экоактивной аудитории знают о гринвошинге и часто сталкиваются с подобной спекуляцией. Почти 60% считают, что проблему гринвошинга необходимо решать на уровень государства. А 70% опрошенных считают, что нужно привлекать общественное внимание к данной проблеме.

Респондентам важна не только экологическая составляющая товара, но и поведение бренда, его общественно полезная миссия и реализуемые проекты.

* В исследовании принимали 1028 человек старше 18 лет из Москвы и Санкт-Петербурга.

Гринвошинг распространён не только в России, но и за рубежом. В исследовании Европейской комиссии от 2021 года отмечается, что около 42% рекламных кампаний в Европе содержат недостоверную или ложную информацию об экологичности товаров.

Источник:

https://adindex.ru/news/researches/2023/04/25/312231.phtml

Бюджеты на таргетинг выросли до 40%

В результате уменьшения возможных каналов продвижения, рекламодатели теперь вкладывают больше денег в рекламу товаров и услуг на отечественных площадках. По данным АБА и eLama, средний ежемесячный бюджет в «Яндекс директ» вырос на 37% и достиг отметки в 55 000 рублей в 2022 году, на платформе «ВКонтакте» – на 10%, до 48 000 рублей. 

Рост бюджетов в «Яндекс» и VK объясняют сокращением количества доступных каналов продвижения. Так, Google отключила свои рекламные сервисы в России, а соцсети компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) заблокированы. Это привело к оттоку бюджетов из данных платформ. К тому же многие рекламодатели выводят свои деньги из-за юридических рисков и опасности блокировки.

Участники рынка отмечают, что VK и «Яндекс» предлагают качественные рекламные площадки, которые по эффективности не уступают западным аналогам. Однако стоимость продвижения на них выросла.

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/reklamodateli-uvelichili-byudzhety-na-targetirovannuyu-reklamu-v-yandeks-direkt-i-vkontakte-60755.html

Продажи продуктов по промоакциям выросли, но снизились скидки

С января по март текущего года доля промотоваров на продовольственном рынке продолжала расти – с 41% до 44%. Аналитики NielsenlQ  пишут, что некоторые лидеры рынка увеличили свои продажи в рамках промоакций вдвое.

Например, в сегменте вермутов доля увеличилась с 31% до 62%. Похожая ситуация наблюдается на рынке вафель, покрытых шоколадом, – продажи в рамках промо увеличились с 30% до 60%. 

Наряду с этим, аналитики отмечают снижение уровня скидок. Если в январе-марте 2022 года средний размер скидки составляет свыше 22%, то в аналогичный период текущего года – 19%. 

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/nielseniq-60796.html

В России могут ввести штраф за нарушение закона о маркировке рекламы

Соответствующий законопроект внесли в Государственную думу. Единая система учёта рекламы в интернете (ЕИС УРИ) начала работу в прошлом году, но до недавнего времени она была на этапе тестирования.

Предусматриваются поправки в КоАП, позволяющие привлекать к ответственности рекламодателей, производителей рекламы и операторов рекламных систем, если те не исполняют новые положения из ФЗ о рекламе. 

Депутат Антон Горелкин в своём Телеграм-канале подробнее рассказал о сути этого предложения.

«Роскомсвобода» также опубликовала информацию о размерах штрафов, изложенных в законопроекте. Так, при непредоставлении данных о распространяемой в сети рекламе граждане могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 30 тысяч рублей, должностные лица – от 30 до 100 тысяч, а юридические лица – от 200 до 500 тысяч.

Такая мера стала необходимой из-за того, что компании игнорируют маркировку интернет-рекламы – с сентября 2022 по настоящий момент они отчитались только об ⅕ бюджета, затраченного на рекламу, заявленного агентствами и рекламодателями.

Источник:

https://vc.ru/marketing/667941-v-gosdumu-vnesli-zakonoproekt-o-shtrafah-za-narushenie-zakona-o-markirovke-reklamy

Ссылки на сертификаты качества товаров появятся на маркетплейсах

Депутат от партии «Единая Россия» Татьяна Буцкая внесла предложение обязать маркетплейсы размещать ссылки на сертификаты продукции. Эти документы будут служить подтверждением соответствия товаров требованиям законодательства, а также их качества и безопасности для потребителей. Об этом сообщили журналисты газеты "Известия", которым удалось ознакомиться с документом.

Буцкая отметила, что идея создания закона пришла ей после проведения проверки в одной из торговых сетей, где продавцы не смогли предоставить сертификаты соответствия детских автокресел.

По данным газеты, Минэкономразвития изучило законопроект Буцкой и подчеркнуло, что этот вопрос является важным. Ведомство заявило, что министерство ищет системное решение проблемы.

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/marketplejsy-60497.html 

Аналитики в АКАР отмечают просадку рынка рекламы в России в 2022

Портфель российского рекламного рынка без учёта телевизионной рекламы составил 392 млрд. рублей, и это на 2% меньше показателей 2021 года. 

По подсчётам аналитиков из АКАР, рынок рекламы в сети по итогам ушедшего года снизился на 2%, до 324 млрд. рублей. Самый серьёзный удар пришёлся на рекламу в прессе – её объём сократился на 41% год к году. 

Несмотря на общую тенденцию к падению, некоторые сегменты продемонстрировали рост: радио на 5% (до 14.7 млрд.) и наружка на 6% (до 47.6 млрд. руб.). По утверждению АКАР, на рост бюджетов наружки в основном повлияла нехватка интернет-инвентаря.

Интересно, что в своём отчёте АКАР не приводят данные о состоянии ТВ-рекламы. Аналитики ссылаются на отказ провайдеров рекламы на ТВ в России предоставить информацию об объёмах рынка.

Источник:

https://www.rbc.ru/business/27/03/2023/642128fe9a79473db8b21dd7

Выяснились нюансы того, как работает искусственный дефицит в рекламе

Искусственный дефицит – важный инструмент для маркетологов, который используют при продвижении. Его суть в том, что товары или услуги кажутся нам более ценными, когда они менее доступны. Однако важно учитывать, что использование дефицита в рекламе может оказывать неодинаковый эффект при продвижении разных типов продуктов:

  • ограничение спросом лучше всего подходит для утилитарных товаров (продукты питания, предметы первой необходимости и пр);

  • ограничение производством (предложением) лучше подходит для продвижения лакшери-предметов и получения опыта (концерты, аттракционы и пр.);

  • ограничение временем типа «скидка действует до 31 мая» стоит использовать при продвижении дорогих товаров, когда требуется вовлечённость покупателя, например, автомобилей. 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022435922000434 

Google научили ИИ генерировать фото для рекламы товаров

23 мая на мероприятии Google Marketing Live американская корпорация рассказала о запуске инструмента Product Studio. Он позволяет продавцам создавать изображения своих товаров посредством ИИ.

В компании утверждают, что сервис будет работать бесплатно. Product Studio позволит предпринимателям создавать новые изображения или получать больше пользы от имеющихся фото.

Инструмент помогает удалять или изменять фон, улучшать качество фотографий с низким разрешением или маленького размера. Повторная съёмка больше не потребуется! Отмечается, что предприниматели в США получат доступ к Product Studio в ближайшие месяцы.

Источник:

https://3dnews.ru/1087230/google-predstavila-instrument-pozvolyayushchiy-prodavtsam-sozdavat-izobrageniya-tovarov-s-pomoshchyu-generativnogo-iskusstvennogo-intellekta

Аналитику можно использовать как инфоповод – рассказывает RP News

Компания PR News объяснила на примерах, как превратить аналитику и данные в интересный инфоповод, который будет привлекать внимание. 

Расскажем самое интересное, а остальные идеи можно найти в источнике. 

  • Изучение клиентов. Исследование можно построить на аудитории бренда, рассказав о ней интересные факты. Это позволит привлечь внимание к компании или товару. В качестве примера приводят рейтинг самых  «аварийных» имен, который сформировали в «АльфаСтраховании».

  • Создание резонанса. Инфоповодом может быть любая тема, которая теоретически может стать резонансной. В пример приводят исследование агентств «Интериум» и «Социальные сети» о матерной речи. Оно быстро разлетелось по сети из-за широты аудитории и актуальности темы.

  • Выход за рамки ЦА. Исследовать можно не только своих покупателей, но и более широкую аудиторию. Например, сервис SuperJob выяснил, что россиянам для счастья нужно 205 тысяч руб. в месяц. А «Яндекс.Музыка» опубликовала рейтинг самых популярных подкастов, чем заинтересовала не только слушателей, но и авторов. 

Источник:

https://vc.ru/marketing/703613-kak-ispolzovat-analitiku-v-kachestve-infopovoda-insayty-i-keysy-rossiyskih-kompaniy

Сохранение товаров в «Избранное» снижает количество покупок

Многие интернет-магазины позволяют клиентам отложить принятие решения о покупке, добавив товар в «Избранное» или «Список желаний». В опубликованном на sciencedirect.com исследовании отмечается, что использование этой функции снижает намерение пользователей купить товар, находящийся в листе ожидания. Для подтверждения этой гипотезы было проведено пять экспериментов.

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0022435920300415#preview-section-snippets